Воскресенье, 17.11.2019, 00:20
Сайт Алины Витухновской .::. www.alinavit.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
1994 [0]
Рецензии 1994 г.
1995 [0]
Рецензии 1995 г.
1996 [0]
Рецензии 1996 г.
1997 [0]
Рецензии 1997 г.
1998 [0]
Рецензии 1998 г.
1999 [0]
Рецензии 1999 г.
2000 [0]
Рецензии 2000 г.
2001 [0]
Рецензии 2001 г.
2002 [2]
Рецензии 2002 г.
2003 [0]
Рецензии 2003 г.
2004 [0]
Рецензии 2004 г.
2005 [1]
Рецензии 2005 г.
2006 [0]
Рецензии 2006 г.
2007 [0]
Рецензии 2007 г.
2008 [0]
Рецензии 2008 г.
2009 [0]
Рецензии 2009 г.
2010 [0]
Рецензии 2010 г.
2011 [0]
Рецензии 2011 г.
2012 [0]
Рецензии 2012 г.
2013 [2]
Рецензии 2013 г.
2014 [1]
Рецензии 2014 г.
2015 [2]
Рецензии 2015 г.
2016 [1]
Рецензии 2016 г.
2017 [2]
Рецензии 2017 г.
2018 [1]
Рецензии 2018 г.
2019 [7]
Рецензии 2019 г.
Помощь автору
Если вы хотите финансово поддержать Алину Витухновскую, то вы можете сделать это путём перечисления некоторой суммы автору по следующим реквизитам:

Western Union:
Alina Aleksandrovna Vitukhnovskaya (Moscow)
Форсаж:
Алина Александровна Витухновская (Москва)
Статистика
Витухновская стихи литература философия василиск Basilisk умри лиса Дядюшка Вилли Вилли Семёнов Алиса Лайт терминатор тумана blackicon Вилли Семенов Dune #Витухновская_архив Farbrausch питаясь листьями коки Здесь Москва Phil Go ALBUM 78 11 11. Кира Покровская стихи Сергей Садовников садовников Dark Voice of Angelique счастливая смерть творчество Алины Витухновской стихи Алины Витухновской мюсли с молоком Battam purba #Витухновская #выборы2018 #плакат # #Витухновская #выборы2018 #плакат # интервью витухновская Президентские выборы в России доренко Сергей Доренко Саша Сотник Сотник ТВ Президент 2018 президентские выборы 2018 Президент России 2018 выборы 2018 Витухновская интервью 2018 Аліна Вітухновська Меланхолический Конструктор говори правильно Витухновская 2018 Витухновская президент Выборы Александр Сотник Alina Wituchnowskaja Олег Сенцов Витухновская выборы #Витухновская_фанарт Alina Vitukhnovskaya (стихи #Витухновская_фото #Витухновская_2018 #Витухновская_фо Дмитрий Быков процесс Витухновской нтв Процесс Алины Витухновской ТВ-6 Сергей Дедух Алина Витухновская Александр Ткаченко суд над Алиной Витухновской интервью Алины Витухновской Ольга Кучкина Анастасия Соловьёва Пётр Фадеев стихи Витухновской Гасан Мирзоев Матросская Тишина тюрьма бутырка СИЗО штрафной изолятор Wituchnowskaja Salman Rushdie Салман Рушди Владимир Епифанцев Епифанцев Виктор Ерофеев Дело Алины Витухновской творческий вечер Алины Витухновской Оппозиция выборы в мосгордуму Мосгордума клуб икра сотник Андрей Вознесенский дело Витухновской Записки материалиста презентация книги Анжелика Заозерская

РОМАН С ДИНАМИТОМ
23.03.2019, 19:04

РОМАН С ДИНАМИТОМ 

Я не знаю другого человека, кто так яростно бежал бы от своего таланта, как это делает Aлина Витухновская. Но в этой неравной гонке побеждает всегда талант. 

"Искусство полностью исчерпано. Но еще более исчерпана жизнь. И, исходя из эстетических соображений, первое предпочтительнее второго". Кто же не провозглашал до нее исчерпанность искусства и жизни, разве что ленивый. Взять хотя бы футуристов или ничевоков, не говоря уже об обэриутах. "Только бессмысленные действия имеют значение",- говорил Хармс. 

Витухновская довольно часто цитирует футуристов, явно не подозревая об этом. "Главная задача - убить солнце",- пишет она в своем дневнике. Читайте пьесу Крученых "Победа над солнцем". Там это расписано во всех подробностях. 

И все-таки интересно получается. Утопист Кампанелла, сидя в тюрьме, пишет свою тоталитарную утопию "Город солнца". Витухновская в постсоветской тюряге пишет антиутопию, где убийство солнца - одна из важнейших целей. 

Однако что же тут удивительного? Кампанелла только мечтал о городе солнца, а Витухновской пришлось в нем жить. "Чикатило - единственный Христос, которого мы заслуживаем". Это даже и не лозунг, простая констатация факта. Здесь вся беда в правильности суждений. Когда пришел Христос две тысячи лет назад, мир не был лучше. Он пришел не к Сократу и Платону, а к Ироду и Нерону. 

"Если по капле выдавливать из человека раба, то ничего не останется". Всякий, кто станет возражать, сразу будет выглядеть рабом или идиотом. Хотя на самом деле эта полемика с Антон Палычем слишком романтична. В том-то вся и сложность, что рабом человек искренне быть не может. Раб всегда лукавы и. Если раб и выглядит рабом, значит, ловко прикидывается. Он и господином не может быть. Есть очень мудрая притча Гегеля о том, как господин становится рабом своего раба. Чем больше он нуждается в рабстве, тем больше раб. 

В том-то и прелесть этой книги, что здесь с каждым словом можно вступать в диалог. На самом деле это авторский монолог, не допускающий других мнений, но монолог очень хитрый. Витухновская умело вписала в свою игру всех своих критиков, включив в состав книги многочисленные вырезки из газет. Она заставила играть по своим правилам и Машу Гессен, и Рютина,и Данилу Данилова. Те ведь и вправду поверили, что имеют дело с неким человеком без свойств. "Ее вообще невозможно представить",- пишет Гессен в "Матадоре". Какой же это елей для Алины, написавшей: 

"...в погоне за естественностью я лишилась всяческих свойств". Наивный Данила Данилов в полном соответствии с прописями постмодернизма уже решил, что Витухновская сама по себе уже есть не что иное, как живое дитя от брака Дерриды с Фуко. А лукавая Алина совсем не случайно воспользовалась этой наивностью и поставила статью Данилова в конце книги. Мол, смотрите, какие все дураки. Так ведь читатель и должен быть дураком рядом с автором. Автор - он гений, а если не гений, то зачем пишет. А читатель, даже гениальный, должен уметь быть обманутым. Весь вопрос, талантливо или бездарно его обманули. Витухновская обманывает весело и талантливо. И, стало быть, никаких претензий. "Жертвы требуют искусства", как пишет ее друг Сэнди. 

Немецкие слависты, увенчавшие Алину Пушкинской премией Тепфера, искренне верят, что она ученица и последовательница Сорокина. Вполне простительная ошибка для иностранцев. Ведь они не в состоянии понять и почувствовать всю глубину ее трагической прозы. Трагедия и постмодерн две вещи несовместные, а Витухновская действительно трагична. Она не после Мамлеева и не после Сорокина, а, скорее, после Кафки, предпоследнего трагика XX века. Трагедия - это когда нигде и ни в чем нет выхода. Замурованы все окна и двери. Идеальное определение пространства трагедии у Гамлета: "Весь мир - тюрьма". 

В постсоветской тюрьме Витухновская увидела мир таким, каким он ей виделся с детства в самой себе. Единственное, что ее обидело, - это плагиат. Все участники, предложенные Богом и миром, оказались намного проще и примитивнее, чем ежедневная пытка себя собой. Ее манифест "Текст через пытку" круче самых крутых футуристов и экзистенциальнее самых экзистенциальных экзистенциалистов. Умрите Сартр и Камю. "Пытка бытия мной, которая не ждет конца и не ищет оправданий. 

Только одно во мне гениально- деланье через пытку. Но если вы не знаете мою пытку, я умоляю вас не оценивать мое Нечто, ведь в беспыточном всякое Нечто возникает с такой легкостью". Обрываю цитату, поскольку здесь каждое слово пытка, а я не палач, а читатель, чувствующий, что здесь не слова, а боль. Здесь по Маяковскому: "Слова говорят о том, что болят", а боль - это всегда серьезно и убедительно. 

А теперь о главном, о боге, именно так, с маленькой буквы, как предпочитает писать Алина: "Действующий бог ничтожен. Желающий абсурден. Бог нуждающийся уже не бог. Если бы я была богом, я бы ничего не создала". Очень близко к буддизму, но не буддизм. Дело в том, что все творчество и вся жизнь Витухновской - это, по крайней мере в замысле, проект уничтожения всего, что создано так бездарно. Вот описание некоего тюремного сна, который на самом деле не столько сон, сколько воспоминание о своем изначальном былом могуществе: "Мы придумали грандиозное... (далее сложное описание проекта, которое я не запомнила). Но оказалось, что весь мир, буквально весь, был препятствием к реализации проекта". Алина хочет совсем немногого- устранить "досадное препятствие". 

Ее поэзия и проза - постоянное, глобальное уничтожение всего созданного, чем, по сути дела, и должен заниматься художник. Строить из чужого конструктора излюбленное занятие постмодернистов. Витухновская - смерть постмодернизма, а ее последняя книга - смертный приговор для всех ныне популярных ликующих пересмешников. 

Константин Кедров, "Новые Известия".

 

Ссылка на текст: https://vk.com/wall-1047804_9258

Категория: 2015 | Добавил: Admin
Просмотров: 60 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Курсы валют ЦБ РФ
Курсы валют
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на
...
© Алина Витухновская 2019-2024
uCoz