Алина Витухновская родилась в 1973 году. Поэт, писатель, правозащитник, политик. Член Союза писателей Москвы, член международного ПЕН-клуба. Стихи Витухновской печатались в журналах «Смена», «Арион», «Новый мир», «Октябрь», «Дети Ра», «Птюч» и др. Автор книг «Аномализм» (1993), «Детская Книга Мёртвых» (1994), «Последняя старуха-процентщица русской литературы» (1996), «Чёрная Икона Русской Литературы» (2005), «Чёрная Икона Русской Литературы» (2014), «Мир как воля и преступление» (2014), «Человек с синдромом дна» (2017), «Меланхолический конструктор» (2017) и др. Награждена литературной стипендией Альфреда Топфера (1996), лауреат премии «Нонконформизм» (2010).
В июле 2016 года заявила о своём желании выдвинуть свою кандидатуру на предстоящие президентские выборы-2018. Предлагала рефедерализацию, профессиональную армию, гражданское оружие, ядерное разоружение, десоветизацию, люстрацию, евроинтеграцию и безусловный основной доход (БОД) – выдачу каждому жителю России ежемесячно по 500 долларов. Полтора года спустя отказалась от выдвижения своей кандидатуры, сославшись на то, что выборы «оказались слиты недальновидными, либо назначенными сверху «лидерами протеста» – Алексеем Навальным и Ксенией Собчак». Документы в ЦИК не подавала.
– Алина, очень рад неожиданной встрече! Как часто вы участвуете в литфестивалях?
– Практически никогда. Выступить на «Майфесте» меня пригласила его организатор, столичный поэт Дана Курская. Которой я очень благодарна за то, что она делает. Это настоящий подвижник. Удивлена, что остались такие люди. Дана организует и проводит различные фестивали, издает поэтические книги – она настоящий герой!
Меня сложно встретить на литературных вечерах, поскольку я не люблю ни выступать со стихами, ни слушать их со сцены. Для меня поэзия в первую очередь – визуальна. Постигаю ее глазами. И если я выступаю где-либо – значит, не могу отказать в силу личных отношений. «Майфест» именно тот самый случай.
– Как вам идея собрать на «Майфесте» просто невероятное количество поэтов – свыше трехсот?
– Мои друзья тоже редко посещают литвечера. На днях как раз обсуждала с ними некоторую абсурдность феноменов толпы поэтов и поэтического марафона. Кому все это нужно в Москве 2018 года? Предположили, что в зале будут только те, кто читает. Отчасти так и произошло. Триста поэтов, фестивальная неделя – подобный размах мне кажется странным. Но такова идея Даны Курской. Если ей все это нравится, то, возможно, её энергетика даст некий импульс остальным. И со временем «Майфест» станет массовым коммерческим мероприятием. А почему нет? Столичная публика – аморфная, инфантильная, а Дана двигает литпроцесс – это факт. Любая движуха не движется сам по себе, её надо придумать и организовать.
Я сама раньше проводила мероприятия — занималась рекламой, приглашением музыкантов, спикеров – все это требовало больших усилий, а вот отдача была заметно меньшей.
– Вы читали стихи из своей книги «Меланхолический конструктор», вышедшей в прошлом году в издательстве Даны Курской. Можно взглянуть?
– Я вам сейчас подпишу ее и подарю, хотите?
– Буду очень рад! А стихи какого периода в ней собраны?
– Ну, я еще не умерла, чтобы говорить о каких-либо периодах в творчестве. Собрала стихи, приятные на глаз. Мне казалось, их будет очень много, а книжка выглядит маленькой (улыбается).
Сейчас я озабочена выходом книги о политике. В ней мои статьи 2016-2018 годов – в том числе те, что были написаны после выдвижения моей кандидатуры на пост Президента России. Победить Путина в мартовских выборах было невозможно технически. Но нам удалось заявить свою либеральную позицию – попав в СМИ и разрушив стену молчания. Впоследствии часть тезисов нашей предвыборной программы были украдены – той же Собчак. Но это уже другая история.
– Прошу прощения, а за кого вы голосовали в марте на президентских выборах?
– Я пришла на свой избирательный участок и отдала свой голос за себя. И мои друзья и сподвижники – тоже. Прекрасно понимая, что это не имело юридического значения. Ну, так и не легитимные по сути выборы не имеют юридического значения – как и все, что происходит в России.
Выборы пытались сделать легитимными – путем привлечения массы народу принять участие в них. Легитимность – это согласие большинства с происходящим. Поэтому в России любой подзаконный акт будет легитимизирован – в силу инертности общества. Но это всё до поры до времени. Верю, что когда-нибудь ситуация изменится. И советские люди снова взвоют…
– Вы предлагали легализовать оружие – почему? Это ваша позиция либерала?
– Большая ошибка думать, что, едва получив оружие, люди тут же перестреляют друг друга. Оружие – всего лишь способ самозащиты, когда полиция не защищает граждан.
Что касается либерализма – считаю, что это наиболее адекватная форма политического существования. А то, что происходит в России в этом веке – за гранью цивилизованных норм. Я за базовые либеральные ценности: это и свобода слова, и частная собственность, и свобода предпринимательства, и так далее.
– Как меняется ваше поэтическое кредо с момента выхода первой книги в начале 90-х?
– Я настолько сильно погрузилась в политическую и метафизическую области, что мне сейчас не литературных дефиниций. Я изначально себя не позиционировала как поэта. Поскольку в основном пишу прозу. И онтологически я не поэт.
– Не каждый стихотворец может так сказать о себе…
– Мне кажется, поэт в ХХ1 веке – скорее ругательство, чем комплимент. И слово «гений» уже не высшая оценка, оно превратилось в клеймо. Слова «поэт» и «гений» имели позитивную коннотацию в начале Х1Х века – практически 200 лет назад.
Поэт в России – всегда фигура трагическая. Его постоянно мучают. И даже убивают – то большевики, то близкое окружение. Мне не близок трагизм русского поэта, куда более привлекателен мне гламурный, в то же время античный – героический трагизм.
– Если слово «гений» не требует эпитета, то какое прилагательное уместно смотрелось бы рядом с существительным «поэт»? Великий, большой, сильный, яркий?
– Ну, в России – великий. Но все наши великие поэты – мертвы. И это работает на мой тезис о том, что в этой стране быть поэтом не очень-то выгодно.
– Мой начальник, глава одного из новосибирских интернет-порталов Ерлан Байжанов, убежден, что в России единственный поэт – Алина Витухновская…
– …не считающая себя поэтом (улыбается). Но мне это приятно слышать, не буду скрывать.
– Для вас существуют авторитеты в поэзии?
– Для меня вообще нет авторитетов в этом мире. Если же говорить о хороших поэтах – такие, конечно же, есть, но их очень мало.
– Обойдемся без фамилий?
– Бродский – да. Его очень не любят советские поэты – потому что завидуют. Но тут все просто: чем больше на какую-то тему или персону рефлексий и всяких сложностей, то однозначно за всем этим скрывается исключительно зависть. Бродский в отличие от ленивых и пьянствующих коллег сразу начал учить английский язык. Потому что хотел позиционировать себя вне отечественного контекста. И правильно делал. Выйти за пределы СССР и русской литературы – это довольно круто. Большинство здешних поэтов этого не сумели сделать – например, Вознесенский. Которого я считаю почти гением.
– А как вы различаете поэзию и не поэзию?
– Начнем с того, что у меня нет пиетета к поэзии. Как различать хорошие и плохие стихи? Ну, так это сразу видно, качественный текст или нет. Хорошие стихи обладают особой энергетикой. Вы можете сказать, как отличаете красивого человека от некрасивого? Вот и в искусстве нет никаких особых критериев.
– Свои стихи обычно начинаете с какой строчки?
– С начала.
– Имел в виду процесс написания стихотворения… Бывает, что приходит строчка, ты понимаешь, что это финал текста и начинаешь дальше разматывать …
– Ко мне ничего готового не приходит. Не понимаю, что значит вдохновение, что такое божественный замысел, кто такая муза. Все, что я делаю – совершенно рационально. Работаю как человек, конструирующий дом.
– Последний вопрос: о чем мечтаете?
– Я настолько не романтична, что у меня нет ни одной мечты (улыбается). У меня есть цели и задачи. Речь о грядущем мировом господстве (смеется).
Беседовал Юрий Татаренко
Ссылка на интервью: http://sovok.info/amp/alina-vitukhnovskaya-dlya-menya-net-avto/
Веб-архив: https://web.archive.org/web/20180916202242/https://sovok.info/amp/alina-vitukhnovskaya-dlya-menya-net-avto/
|