Среда, 11.12.2019, 20:35
Сайт Алины Витухновской .::. www.alinavit.ru
Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Афоризмы [9]
Афоризмы Алины Витухновской
Интервью [41]
Интервью Алины Витухновской
Переводы [17]
Переводы произведений Алины Витухновской
Проза [18]
Проза Алины Витухновской
Рецензии [19]
Рецензии на произведения Алины Витухновской
Статьи [4]
Статьи Алины Витухновской
Стихи [36]
Стихи Алины Витухновской
Тексты [7]
Тексты Алины Витухновской
Эссе [7]
Эссе Алины Витухновской
Помощь автору
Если вы хотите финансово поддержать Алину Витухновскую, то вы можете сделать это путём перечисления некоторой суммы автору по следующим реквизитам:

Western Union:
Alina Aleksandrovna Vitukhnovskaya (Moscow)
Форсаж:
Алина Александровна Витухновская (Москва)
Статистика
Витухновская стихи литература философия василиск Basilisk умри лиса Дядюшка Вилли Вилли Семёнов Алиса Лайт терминатор тумана blackicon Вилли Семенов Dune #Витухновская_архив Farbrausch питаясь листьями коки Здесь Москва Phil Go ALBUM 78 11 11. Кира Покровская стихи Сергей Садовников садовников Dark Voice of Angelique счастливая смерть творчество Алины Витухновской стихи Алины Витухновской мюсли с молоком Battam purba #Витухновская #выборы2018 #плакат # #Витухновская #выборы2018 #плакат # интервью витухновская Президентские выборы в России доренко Сергей Доренко Саша Сотник Сотник ТВ Президент 2018 президентские выборы 2018 Президент России 2018 выборы 2018 Витухновская интервью 2018 Аліна Вітухновська Меланхолический Конструктор говори правильно Витухновская 2018 Витухновская президент Выборы Александр Сотник Alina Wituchnowskaja Олег Сенцов Витухновская выборы #Витухновская_фанарт Alina Vitukhnovskaya (стихи #Витухновская_фото #Витухновская_2018 #Витухновская_фо Дмитрий Быков процесс Витухновской нтв Процесс Алины Витухновской ТВ-6 Сергей Дедух Алина Витухновская Александр Ткаченко суд над Алиной Витухновской интервью Алины Витухновской Ольга Кучкина Анастасия Соловьёва Пётр Фадеев стихи Витухновской Гасан Мирзоев Матросская Тишина тюрьма бутырка СИЗО штрафной изолятор Wituchnowskaja Salman Rushdie Салман Рушди Владимир Епифанцев Епифанцев Виктор Ерофеев Дело Алины Витухновской творческий вечер Алины Витухновской Оппозиция выборы в мосгордуму Мосгордума клуб икра сотник Андрей Вознесенский дело Витухновской Записки материалиста презентация книги Анжелика Заозерская

ГЕНИЙ ЭТО НЕПРИЛИЧНО

ГЕНИЙ – ЭТО НЕПРИЛИЧНО

Ге­ний – в на­шу эпо­ху, в эпо­ху, ког­да на­про­ро­чен­ный нам Ниц­ше ма­лень­кий че­ло­век рас­ши­ря­ет свои вла­де­ния и про­дол­жа­ет мель­чать, во вре­мя по­след­них лю­дей, ге­ний в на­шу эпо­ху – это не­при­лич­но. Воз­мож­но, это сло­во сто­ит вос­при­ни­мать как ос­кор­б­ле­ние. По­че­му? Де­ло в том, что ес­ли рань­ше ге­ний фор­ми­ро­вал эпо­ху и мас­сы, то сей­час, на­про­тив, мас­сы фор­ми­ру­ют ге­ния. Ге­ни­ем ста­но­вит­ся тот, кто вос­тре­бо­ван мас­сой. Это ре­а­лии XX и XXI ве­ков, ре­а­лии за­гни­ва­ю­ще­го мо­дер­на и на­ча­ла пост­мо­дер­на. Пе­ре­ход­ным был XIX век, ког­да, соб­ст­вен­но, и раз­вил­ся сфор­ми­ро­ван­ный эпо­хой Про­све­ще­ния культ ге­ния.
По­слу­ша­ем Эрн­ста Юн­ге­ра: «По ме­ре уве­ли­че­ния мас­сы воз­ра­с­та­ет и по­треб­ность в ве­ли­ких ин­ди­ви­ду­у­мах, в ко­то­рых ча­с­ти­цы, со­став­ля­ю­щие мас­су, на­хо­дят оп­рав­да­ние соб­ст­вен­но­му су­ще­ст­во­ва­нию. В кон­це кон­цов, эта по­треб­ность вы­зва­ла к жиз­ни стран­ное яв­ле­ние на­ше­го вре­ме­ни – ис­кус­ст­вен­но сде­лан­но­го ге­ния, ко­то­рый при под­держ­ке рек­лам­ных средств вы­нуж­ден иг­рать ту роль, ко­то­рую в преж­ние вре­ме­на иг­ра­ли ве­ли­кие лич­но­с­ти. Фи­гу­ры по­доб­но­го ро­да так­же ста­но­вят­ся пред­ме­том осо­бо­го куль­та, в ко­то­ром лич­ность отож­де­ств­ля­ет­ся с обыч­ным ин­ди­ви­дом» (Э.Юн­гер. Ра­бо­чий. Гос­под­ст­во и ге­ш­тальт). Имен­но по­это­му, пи­шет Юн­гер, ста­ли не­слы­хан­но по­пу­ляр­ны ав­то­био­гра­фии, за­ни­ма­ю­щи­е­ся до­ка­за­тель­ст­вом, что нет ни­ка­ких ге­ро­ев, а есть лишь лю­ди, ин­ди­ви­ды. На­до ду­мать, се­ри­а­лы – яв­ле­ние то­го же ро­да. Вспом­ним аме­ри­кан­ское (и не толь­ко) ки­но: ос­нов­ная идея – ге­рой – это та­кой же че­ло­век, как и вы, зри­тель, со сла­бо­с­тя­ми и сво­и­ми со­мне­ни­я­ми, ко­то­рый спо­со­бен на «ге­ро­и­че­с­кий» по­сту­пок, ког­да его под­дер­жит же­на, ста­ри­на-друг, пра­виль­ный по­ли­цей­ский или вы, зри­тель. Ос­таль­ные – это ан­ти­ге­рои и мар­ги­на­лы. Джо­ке­ры. Вот и ко­рень син­д­ро­ма аме­ри­кан­ско­го пси­хо­па­та – след­ст­вие по­ля­ри­за­ции бур­жу­аз­но­го бы­тия на мас­су-ин­ди­ви­да.
Да­же «вза­прав­даш­ние ге­нии» в на­ше вре­мя не стре­мят­ся по­име­но­вать­ся ге­ни­я­ми – за­чем ме­шать се­бя с про­чи­ми? Али­на Ви­тух­нов­ская, пред­ве­ст­ник кон­ца, поль­зу­ясь её сло­вом, «пост­мо­дер­низ­мен­но­с­ти» и да­же её де­я­тель­ный па­лач, про­си­ла во вре­ме­на су­деб­но­го про­цес­са (став­ше­го PR-ак­ци­ей) сде­лать её «пер­со­на­жем ва­ших ко­мик­сов». Я – пер­со­наж – так она се­бя и оп­ре­де­ля­ет. Что до ге­ни­аль­но­с­ти, вот её сло­ва из пись­ма к ба­буш­ке: «Я пре­крас­но знаю це­ну ге­ни­аль­но­с­ти. По су­ти это та­кая же де­шёв­ка, как всё че­ло­ве­че­с­кое. Я знаю все ме­ха­низ­мы для про­из­вод­ст­ва то­го, что нуж­но вам. Я не по­ни­маю тво­е­го па­фо­са… С че­го вы взя­ли, что это ме­ня хоть как-то удов­ле­тво­рит?!» (Цит. по: А.Ви­тух­нов­ская. Ро­ман с фе­на­ми­ном. М., 1999). Ви­тух­нов­ская яв­ля­ет со­бой (а не толь­ко сво­ей ге­ни­аль­но­с­тью!) аб­со­лют­ное не­до­воль­ст­во ми­ром, не толь­ко на­шим вре­ме­нем или пост­мо­дер­ном, но бы­ти­ем во­об­ще. Т.е. она – ни­ги­лист (адепт куль­та Ни­что). Ве­ро­ят­но, са­ма она не со­гла­сит­ся со сле­ду­ю­щей мыс­лью Ниц­ше, ко­то­рую на­до иметь в ви­ду, об­ду­мы­вая ди­а­гно­зы «куль­ту­ре» и при­го­во­ры че­ло­ве­че­ст­ву: «со­вре­мен­ный пес­си­мизм есть вы­ра­же­ние бо­лез­нен­ной бес­по­лез­но­с­ти не ми­ра и бы­тия во­об­ще, но со­вре­мен­но­го ми­ра» (Ф.Ниц­ше. Во­ля к Вла­с­ти. Опыт пе­ре­оцен­ки всех цен­но­с­тей. М., 2005).
Итак, на­сто­я­ще­му ге­нию те­перь ста­ло не­при­лич­но быть ге­ни­ем. Не­при­лич­но – зна­чит, не к ли­цу. Не к его на­сто­я­ще­му ис­тин­но­му ли­цу. Ибо ге­нии – это или вос­тре­бо­ван­ные и сфор­ми­ро­ван­ные мас­сой (мас­со­вым ду­хом, пост­мо­дер­ном, эпо­хой) (не)ге­рои для удов­ле­тво­ре­ния по­треб­но­с­тей мель­ча­ния ма­лень­ких лю­дей, ли­бо мар­ги­на­лы, также в ито­ге слу­жа­щие этой по­треб­но­с­ти.
Ори­ги­наль­ни­ча­ние, крив­ля­ние, экс­пе­ри­мент – ста­ли ле­ги­тим­ной и да­же ле­ги­ти­ми­зи­ру­ю­щей за­ко­но­мер­но­с­тью куль­ту­ры, так на­зы­ва­е­мо­го «ак­ту­аль­но­го ис­кус­ст­ва», на­прочь неспо­соб­но­го к ва­я­нию мо­ну­мен­таль­но­го. Не­да­ром па­фос пре­вра­тил­ся в ру­га­тель­ное сло­во, а ра­де­те­ли мо­ну­мен­таль­но­го и веч­но­го рас­сма­т­ри­ва­ют­ся пост­мо­дер­ни­с­та­ми как па­ра­но­и­ки, фа­ши­с­ты, от­ча­ян­ные ре­т­ро­гра­ды, не же­ла­ю­щие пре­до­ста­вить, на­ко­нец, че­ло­ве­че­ст­ву пол­ную сво­бо­ду, в ко­то­рой ни­че­го не долж­но до­влеть и цен­т­ри­ро­вать. Ког­да про­ис­хо­дит рас­пад все­го на ча­с­ти­цы, ви­та­ю­щие в ней­т­раль­ной мас­се, сна­ча­ла про­ис­хо­дит отож­де­ств­ле­ние ис­кус­ст­ва (куль­ту­ры) с ав­то­био­гра­фи­ей, ин­ди­ви­ду­а­ци­ей и её вы­ра­же­ни­ем, а уже по­том, ког­да дан­ная идея до­хо­дит до сво­ей край­но­с­ти, она пе­ре­во­пло­ща­ет­ся в свою «про­ти­во­по­лож­ность» – «смерть ав­то­ра». Мод­ное сло­во, от ко­то­ро­го силь­но тош­нит – «са­мо­вы­ра­же­ние». Оно ста­ло и це­лью, и оп­рав­да­ни­ем. Са­мо­вы­ра­же­ние – это убо­гость из псев­докуль­тур­но­го пла­с­та, со­от­вет­ст­ву­ю­щая убо­гим по­ня­ти­ям из дру­гих сфер – са­мо­иден­ти­фи­ка­ции и са­мо­ре­а­ли­за­ции. По­сте­пен­но, ког­да это «са­мо» на­хо­дит своё от­сут­ст­вие в се­бе, от­ри­ца­ет се­бя (за не­име­ни­ем че­го ещё от­ри­цать), на­сту­па­ет пост­струк­ту­ра­лизм и та са­мая «смерть ав­то­ра», ещё не­дав­но бес­но­вав­ше­го­ся в сво­ём чер­ниль­но-гу­ма­ни­тар­ном ге­ро­из­ме.
Ес­ли ге­ний – это не­при­лич­но сей­час, то бы­ло ли это при­лич­но рань­ше? Сло­во «ге­ний», как из­ве­ст­но, древ­нее. Но оз­на­ча­ло оно со­вер­шен­но иное. Как за­ме­ча­ет в сво­их лек­ци­ях о Ниц­ше Мар­тин Хай­дег­гер: «Что­бы гре­ки ког­да-ли­бо по­мыс­ли­ли че­ло­ве­ка как «ге­ния», на­столь­ко же не­пред­ста­ви­мо, на­сколь­ко глу­бо­ко не­ис­то­рич­но мне­ние, что Со­крат был «ге­ни­аль­ным че­ло­ве­ком» (М. Хай­дег­гер. Ев­ро­пей­ский ни­ги­лизм. СПб., 2007). Ан­тич­ность, по­ни­мав­шая мир как це­ло­ст­ность, как по­лот­но бо­же­ст­вен­но­го ис­те­че­ния, ни в ко­ем слу­чае не вы­став­ляв­шая че­ло­ве­ка как субъ­ек­та, пред­сто­я­ще­го пе­ред ре­аль­ность, но по­ни­мав­шая лич­ность ско­рее как ма­с­ку, че­рез ко­то­рую го­во­рят и дей­ст­ву­ют раз­лич­ные си­лы и на­пря­же­ния Ко­с­мо­са, не мог­ла рож­дать со­вре­мен­ных «ге­ни­ев». По­явить­ся они мог­ли толь­ко по­сле Де­кар­та, по­сле ут­верж­де­ния субъ­ект­но­с­ти и де­ло­во­го ев­ро­пей­ско­го ан­т­ро­по­цен­т­риз­ма. Тог­да по­на­до­би­лись лич­но­с­ти, ор­га­ни­зу­ю­щие ма­те­рию, мир, об­ще­ст­во, лич­но­с­ти-твор­цы, лич­но­с­ти-бор­цы – т.е. соб­ст­вен­но ге­нии. Но­вые «бла­го­род­ные лю­ди». Они но­си­ли пе­чать ис­клю­чи­тель­но­с­ти и да­же по­ляр­но­с­ти про­сто­му ми­ру – и те­перь уже не слу­чай­но – бла­го­род­ное, быв­шее це­лым, ос­та­лось в ста­ром ми­ре. А но­вый рас­ко­ло­тый мир по­лу­чил «ге­ния», на­зван­но­го Фри­д­ри­хом Ниц­ше «су­е­ве­ри­ем мо­е­го ве­ка». По­ка этот ге­ний ещё за­да­ёт мас­су, её дви­же­ние, «ос­во­бож­да­ет и про­све­ща­ет» её, но по­сте­пен­но он ста­но­вит­ся всё бо­лее ис­клю­чи­тель­ным и да­же ис­кус­ст­вен­ным, и од­наж­ды пе­ре­те­ка­ет в про­ек­цию, в транс­фор­му са­мо­ут­верж­де­ния эман­си­пи­ро­ван­ной им мас­сы. К на­ше­му вре­ме­ни, к сло­ву ска­зать, са­мо­го ге­ния уже ста­но­вит­ся как бы мень­ше, а ге­ни­аль­но­с­ти – боль­ше. Ге­ни­аль­ны­ми те­перь мо­гут быть ве­щи: на­при­мер, ге­ни­аль­ный па­па­рац­ци (или кто-ни­будь ещё, тот­час им бла­го­да­ря сво­е­му по­ступ­ку став­ший) за­пе­чат­ле­ва­ет по­след­ние мо­мен­ты жиз­ни ге­ни­аль­но­го пев­ца, и по­лу­ча­ет­ся ге­ни­аль­ная фо­то­гра­фия, по­след­няя фо­то­гра­фия Май­к­ла Джек­со­на, мгно­вен­но рас­пы­ля­ю­ща­я­ся в мил­ли­о­ны ин­тер­нет-ко­пий, ко­то­рые вож­де­ле­ет по­нёс­шее ут­ра­ту че­ло­ве­че­ст­во. Спу­с­тя не­сколь­ко дней ге­ний ран­гом по­мень­ше из­ва­я­ет для по­хо­рон­ных «ми­с­те­рий» ге­ни­аль­ную ста­тую поп-идо­ла из мас­ла...
«Во вто­рой по­ло­ви­не XIX ве­ка про­изо­ш­ли две раз­ла­га­ю­щие ос­но­вы куль­ту­ры транс­фор­ма­ции: рез­ко сни­зи­лись кри­те­рии эс­те­ти­ки (по­яви­лась не­взы­с­ка­тель­ная пуб­ли­ка, об­ла­да­ю­щая очень сред­ним уров­нем об­ра­зо­ва­ния), с бес­пре­с­тан­ным «взрыв­ным» рос­том по­треб­но­с­тей обы­ден­но­го по­ряд­ка, – ин­ди­вид-ев­ро­пе­ец ста­но­вит­ся тре­бо­ва­те­лен в сфе­ре пи­ще­ва­ри­тель­но­го трак­та и не­вос­при­им­чив к ка­ко­му-ли­бо круп­но­му мас­шта­бу, ни к тре­ть­е­му из­ме­ре­нию, – за­ме­ча­ет в сво­ём очер­ке «Ге­ний» Ана­толь Ту­ма­нов, – это от­ра­зи­лось, на­при­мер, на изо­б­ра­зи­тель­ном ис­кус­ст­ве, – за­вер­ша­ет­ся «мо­да» на па­но­ра­мы, а из пей­за­жей ма­ло-по­ма­лу ис­че­за­ет пер­спек­ти­ва, «мир пре­крас­но­го» ста­но­вит­ся пло­с­ким уже бук­валь­но». Как по­ка­зы­ва­ет упо­мя­ну­тый ав­тор, древ­не­гре­че­с­кий ге­ний, бу­ду­чи ско­рее аген­том аб­со­лют­ной прон­зи­тель­но­с­ти и про­зрач­но­с­ти бы­тия, по­про­с­ту не мо­жет ро­дить­ся в со­вре­мен­ном про­ст­ран­ст­ве по­сто­ян­ной и пол­ной со­мни­тель­но­с­ти, в се­ти бес­ко­неч­ной ин­тер­пре­ти­ру­е­мо­с­ти.
Бе­жать от но­вой ре­аль­но­с­ти в про­ст­ран­ст­во по­те­рян­но­го, слу­жить, поль­зу­ясь вы­ра­же­ни­ем Ниц­ше, ноч­ные служ­бы в раз­ру­шен­ных хра­мах со­вер­шен­но бес­по­лез­но. По­бег за­да­ёт век­тор. Мерт­ве­чи­на, вы­та­щен­ная из слав­но­го про­шло­го, – это му­зей­ность, а не на­сто­я­щая жизнь. Вы­ход – не в по­бе­ге, а в на­ступ­ле­нии, в но­вом на­ступ­ле­нии. По­след­нем.

Нестор ПИЛЯВСКИЙ 

 

Ссылка на текст: https://www.facebook.com/vituhnovskaa/posts/455725777821383

Категория: Рецензии | Добавил: Admin (02.01.2019)
Просмотров: 75 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Курсы валют ЦБ РФ
Курсы валют
ПокупкаПродажа
USD/RUB0.000.00
EUR/RUB0.000.00
Данные на
...
© Алина Витухновская 2019-2024
uCoz